Акции и специальные предложения фитнес-клубов:

Территория Фитнеса Сходненская

LES MILLS В Тeтерритории Фитнеса

Тренировки с мировым именем

Самокат

Фитнес клуб в Лефортово

Бассейн,сауна, закрытая парковка

Территория фитнеса Авиамоторная

Лучшее предложение года

При оформлении карт в декабре

Территория Фитнеса Печатники

Мы дарим новогодние подарки!

Получи подарок при оформлении карты

Территория Фитнеса Братиславская

Лучшее предложение года

При оформлении карт в декабре!

Чтобы оставить отзыв о месте, нужно зарегистрироваться

  • Это скорее секта чем школа где не айкидо учат, а как хамить женщинам. По началу там делали видимость что преподают айкидо, а сейчас даже не скрывают что айкидо не главное (спустя 2 с половиной года у них у всех желтые пояса), а главное это "поднять русский дух" при этом во главе школы 2 еврея неприятной наружности. Собираются "воротить Русь" и создают свой флаг. Как то смешно аж. Ребята которые там занимаются со временем перестают контактировать с друзьями, родными и близкими людьми, предпочтение в школе отдаётся людям с "психологическими травмами" сиротам, детям из неблагополучных семей — они проще поддаются обработке. Сенсей позиционирует себя как отец, вбивает всем мысль об их неправильном воспитании и образе жизни, убеждает всех что их отцы никто и ни что по сравнению с ним. Вообще персона Плетнёва Натана Яковливича (русский человек:) ) вызывает массу вопросов, он не распространяется о своём прошлом, но по слухам это у него не первая школа, он как кочевник путешествовал по странам ближнего востока создавал школы, потом переезжал в другую страну. не понятно по каким причинам. Сейчас складывается впечатление что создаётся какая то обособленная группа людей, сильнейшим образом преданная своему "наставнику" отрезанная от старых связей. Ностальгия всплывает — как раньше из спортзалов появлялись Люберецкие Солнцевские и тд так и здесь похоже чтото назревает. Всем спасибо все свободны.
  • Уважаемые участники форума,

    Удивлен тоном переговоров, да и самим предметом обсуждения. Обычно люди, имеющие отношение к айкидо так не разговаривают.

    Возможно, высказывание Кости (kacha) было неприятно для членов "Плетнев додзе", но в таком случае, оно требует всестороннего разбирательства и объективной оценки.

    Некий манифест от «Олега» ни на объективность, ни на всесторонность не претендует. Более того, неприемлемый для нормального разговора эмоциональный фон, показывает чрезвычайно болезненное восприятие автором данной темы.

    А, собственно, почему? У каждого человека может быть свое собственное понимание того или иного события, свой собственный взгляд на различные явления, свое собственное отношение к людям.

    Я попал к вам на форум не случайно, мониторинг всего, что касается айкидо в России, входит в мои обязанности, как члена президиума Национального Совета Айкидо России.

    Вероятно, пора представиться: Егоров Николай Николаевич, президент Федерации Айкидо России 5-й Дан айкидо айкикай. Остальное можно прочитать на сайте aiki.ru. В настоящее время НСАР объединяет большинство ведущих федераций страны, ведет активную работу по упорядочению развития айкидо в России, поэтому, собственно, меня и заинтересовали ваши высказывания на форуме, сайт клуба и сам клуб. К тому же не так давно в моем клубе "Самурай" проходил семинар под руководством Рашида Халидова и я тогда смог посмотреть и составить свое представление о студентах и руководителях "Плетнев додзе".

    Так вот, после знакомства с вашими репликами и внимательного изучения сайта pletnyov-dojo.ru мне пришлось придти к выводу, что, к великому сожалению, само понятие айкидо, как традиционного боевого искусства превратно понимается некоторыми членами вашего клуба.

    Олег пишет: "Во все времена Мужчины с Честью решали проблемы взаимоотношений друг с другом путём либо честного и открытого диалога, либо честного боя".

    Согласен: Но давайте бой пока оставим и будем надеяться, что "честного, открытого диалога" будет вполне достаточно. Только для начала, раз мы говорим честно и открыто, пожалуйста, представьтесь. На данный момент, к сожалению, кроме вашего ника — "Олег" я ничего о вас не знаю. А для нормального разговора надо знать хотя бы ваш возраст, ваш стаж занятиями боевыми искусствами и кто были вашими учителями. Отсюда я смогу сделать вывод о том, насколько вы компетентны обсуждать те или иные вопросы.

    К вашему, "манифесту" мы еще вернемся, а пока несколько замечаний по сайту:

    На Главной: "Айкидо требует от своих адептов полной и самоотверженной отдачи, как в прикладном, так и дисциплинарном смысле".

    - Уважаемые коллеги, за более чем тридцать пять лет профессиональной практики, ни от кого из самых известных и признанных во всем мире мастеров я не слышал о "полной отдаче... в дисциплинарном смысле". У нас не солдатская казарма, люди по всему миру приходят в зал айкидо получать удовольствие от занятий действительно великим боевым искусством, но никакой муштры нигде нет и быть не может. Я лично разговаривал со многими учи-деши Основателя и все подтверждали, что на его тренировках обстановка была крайне дружелюбная и свободная. Были и случаи "дисциплинарных" нарушений, но никогда не следовало никаких наказаний. Основатель мог только улыбнуться, да головой покачать, показывая тем самым, что заметил опоздавшего, но никогда не применял никаких санкций.
    Поэтому меня лично крайне неприятно удивила фраза из кодекса ученика: "Беспрекословное подчинение Учителю (Сенсею); выполнение всех Его требований и установок".

    - Уважаемые адепты, видимо, тот, кто составлял сей документ, что-то перепутал. К традиционным боевым искусствам, и в частности, к айкидо, такая постановка вопроса не имеет ни малейшего отношения. Я это утверждаю, потому, что еще в 80-х выступал на первых чемпионатах СССР по каратэ, первым в СССР получил черный пояс по айкидо, потому, что имею богатейший опыт и изучения и преподавания боевых искусств, потому, что много-много часов провел беседуя с людьми непосредственно знавшими Морихэя Уэшибу.

    Уважение — безусловно, выполнение заданий в додзе — в меру сил и возможностей, полное подчинение — никогда. Хотя бы потому, что единоборства, призваны воспитывать свободных, сильных духом, самостоятельных людей, имеющих свою точку зрения и умеющих ее отстаивать.
    Задача учителя не растворять учеников в себе, но помогать ученикам сформировать себя, как личность в соответствии с их индивидуальными психологическими, физиологическими и др. особенностями.
    К сожалению, бывают случаи, когда инструкторы боевых искусств пытаются взять на себя и другие задачи, например, нравственного духовного воспитания, пытаются стать некими гуру, наставниками для своих учеников. Это не просто неправильно, но и безнравственно. Неправильно, потому, что задача инструктора — обучать техническим приемам, входящим в арсенал, максимум — знакомить учеников с историей и философской концепцией определенного боевого искусства. То есть давать необходимый для будущего самостоятельного роста учеников объем информации. И все. Пользоваться тем, что ученик, пришедший в зал неизбежно чувствует неуверенность и склонен доверять тем, кто сильнее и опытнее его, и не только в технических вопросах, в высшей степени безнравственно.

    Кстати, первый признак потери четкого понимания границы между естественным, может быть и очень глубоким, но заслуженным уважением и чуждым боевым искусствам преклонением — это отношение к собственным инструкторам.

    Любое возведение своего инструктора на некий пьедестал и сотворение из него кумира — это прямой и наиболее быстрый путь к полной деградации и инструктора и тех, кто ему в этом потакает.

    Поймите правильно, за более чем тридцать пять лет профессиональных занятий боевыми искусствами я многое повидал и пришел к выводу, что некоторые схемы не меняются. С того самого момента, как только любой, даже самый талантливый мастер, разрешает говорить о себе в превосходных степенях, (заметьте: не сам говорит — тогда это вообще клиника и обсуждению не подлежит, но разрешает говорить), независимо от того, техника или духовность превозносится его учениками, с этого же момента начинается его и духовная и техническая деградация.

    Мы договаривались с вами о честном и открытом диалоге, но сейчас, я надеюсь, достаточно будет вашего монолога. Просто спокойно и по возможности объективно послушайте сами себя, что и как вы пишите о своих учителях:

    "Ярчайшим адептом Айкидо Уэсибы, звезда которого до сих пор ярко светит на хоругвях Айкидо, является мастер 8-го Дана, ... Ясунари Китаура. Этот мастер есть живое воплощение всех базовых принципов, стилевой идентификации... ".

    - Вам самим не кажется, что перебор? — Звезда... на хоругвях. Давайте, начнем с того, что термин "хоругвь" неприемлем для айкидо. Никаких ни религиозных, ни воинских знамен (а именно такое значение имеет слово хоругвь) в айкидо нет и быть не может, потому, что айкидо по определению не может отождествляться ни с каким религиозным течением, конфессией, учением и т.п. Кстати, Основатель айкидо Морихэй Уэсиба никогда не был священником (ошибка на вашем сайте) и никогда не пытался объединить какую-либо конкретную религиозную концепцию с айкидо. Это не моя точка зрения, но официальная биография, неоднократно подтвержденная в приватных разговорах, в том числе и с его правнуком Вака Сэнсеем Митсутеру Уэшибой. Влияние да, безусловно, было, но возведения в сан не было. Одно из самых известных высказываний Основателя гласит: "Айкидо не принадлежит одной нации, одному народу или одной религии, айкидо принадлежит всему миру". Понимаю, что иногда, ради неких целей, хочется определенным фактам, в частности, встрече М. Уэшибы с создателем религии Оомото-кё Онисабуро Дэгути, придать особый смысл, но давайте все же не будем искажать биографию Великого Учителя.

    Идем дальше, помимо того, что, как мы выяснили, в вышеприведенном отрывке применятся неприемлемая для айкидо терминология, также имеет место быть и сверх всякой меры завышенная оценка самого Китауры сэнсея. Да, действительно, Китаура сэнсей, бывший учи-деши O'Сэнсея, и сегодня является одним из самых опытных мастером, но говорить о нем в превосходной степени, как о "живом воплощении всех базовых принципов" — это неправильно и неуважительно по отношению к другим еще более уважаемым, и опытным, и сильным мастерам.

    Я сам неоднократно работал с Китаура сэнсеем и на международных семинарах и в его школе в Мадриде. При первом нашем знакомстве на татами Китаура сэнсей постоянно вызывал меня и демонстрировал со мной технику. Надо сказать, что вместе с очень чистыми траекториями движений (учи-деши О'Сэнсея как никак), я чувствовал и мелкие неточности, из-за которых, Китаура сэнсей очень нервничал и за счет более резких и даже грубых движений пытался со мной сделать технику так же эффектно, как со своими учениками. В итоге получалось еще хуже. Дело в том, что у меня уже тогда, после стажировок в разных странах, в том числе и в Японии под руководством второго Дошу Кисёмару Уэшибы, Тада Сэнсея, Тамуры Сэнсея, и многих других инструкторов Хомбу самого высокого уровня, выработалась определенная манера ассистировать, которую можно назвать "игрой без поддавков". Делает партнер технику с настолько хорошим контролем, что негде перехватить инициативу — делаю страховку и учусь у него. Допускает даже мелкие ошибки — показываю ему, где у него в технике неточности. При этом иногда возникали ситуации, когда я показывал проблемные места и гораздо более именитым, чем я сам, партнерам, но, что характерно, никто не "обижался", но, наоборот, с большим энтузиазмом и гораздо точнее продолжали работать.

    В этом, собственно, и заключается учебный процесс в айкидо. Два партнера являются одновременно и учениками и учителями.

    Надо сказать, что с Китаура сэнсеем моя манера ассистировать не прошла. Сэнсей привык, чтобы уке летали от одного его взгляда, мне это было не близко, поэтому он остался недоволен, а я скорее даже благодарен ему, за новый для меня опыт. Все это я так подробно описал, чтобы всем было абсолютно понятно: все инструкторы, даже самого высокого уровня остаются нормальными людьми, со своими и внутренними противоречиями и недостатками. Возводить их на несуществующий пьедестал — значит делать для них же хуже. Любой человек, если ему внушать, что он есть само совершенство, неминуемо остановится в развитие, а затем, также неминуемо начнет деградировать. Если мы не хотим такой участи для наших учителей, мы должны относиться к ним с уважением, но без подобострастия.

    Далее: "Школа Айкидо «Плетнёв Додзё», основаная учеником Халидова Рашида Бакиевича, мастером Плетнёвым Н.Я., целиком и полностью, от и до, есть последовательное воплощение всех принципов герметического стиля БУДО – Айкидо".

    - По меньшей мере — странное высказывание. Я бы еще понял, если кто-нибудь написал нечто подобное о Всемирном Центре Айкидо Айкикай Хомбу Додзе, но об обычной школе... Да и то, уверяю вас, что подобное высказывание на сайте Всемирного Центра Айкидо не продержалось бы и суток. В боевых искусствах не принято нахваливать себя, даже если ты этого заслуживаешь. А уж высказываться с неуместным для айкидо пафосом и явно завышенной самооценкой тем более.

    Но еще большее недоумение, чем чрезмерная и потому неуместная пафосность, вызвало определение айкидо, как герметического стиля. А это-то откуда взялось? Интересно, вы где-то прочитали о том, что айкидо — есть герметический стиль, вам кто-то поведал или кто-то из руководителей догадался? В общем, так или иначе, но вынужден вас разочаровать а, может быть, кого-то и обрадовать: ни к мистицизму, ни к эзотерике, ни к тайным учениям айкидо не имеет ни малейшего отношения. Хотите поспорить? — С удовольствием, только, чур, как договаривались — честно и открыто.

    Я утверждаю, что любые попытки приписать боевым искусствам, не важно каким: японским или китайским, внешним или внутренним, некую мистическую, эзотерическую и т.п. подоплеку — это на самом деле, элементарные попытки самовозвышения, создания имиджа собственной исключительности, в данном случае, путем формирования у учеников идеи существования некого тайного знания, которое доступно только самому ближнему (внутреннему) кругу, состоящему из адептов, находящихся на более высоком уровне духовного развития. Более высоком, чем абсолютное большинство простых смертных. К которым, как это ни грустно, в данном случае, мне приходиться причислить и себя:)
    Уважаемые коллеги по цеху боевых искусств, открою вам страшную тайну — все эти бредни стары, как мир.
    Впервые я услышал о тайных знаниях лет тридцать назад от человека, который, не мог сделать тэнкан, но лихо рассуждал о космических энергиях, о великих силах, призываемых сознанием, о том, как именно надо решать проблему точки на клеточном уровне и тому подобное.
    За прошедшие годы в этом плане ничего не изменилось. Все люди хотят быть исключительными и не просто исключительными, а чтобы их исключительность была бы замечена другими. Это нормально, это в человеческой природе. Не нормально — пытаться перехитрить природу и каким-то особым, например, эзотерическим путем перепрыгнув несколько витков спирали познания сразу оказаться на верхней ступеньке.
    Подозреваю, что последует вопрос: "А как же духовные подвиги самого Уэсибы, как же его сверхчеловеческие возможности, которые он демонстрировал своим ученикам?".
    - Хороший вопрос. Но ответ на него самый, что ни на есть простой. Кстати, лучше всех, на него ответил Костя Дзю: "Пахота". В этом весь секрет всех единоборств вместе взятых. И это не шутка, дело в том, что продолжительные занятия, порой и в экстремальных условиях, заставляют наш организм перестраиваться. Физическая реакция переходит в ощущение не уже сформировавшегося движения, но зарождения движения на уровне сознания. Ноги автоматически держат дистанцию, руки ставят блоки, наносят удары, берут захваты и делают броски без анализа действий. И на определенном этапе гармония движений достигает такого уровня, что кажется чем-то невероятным, мистическим и выходящим за пределы человеческих возможностей.
    На самом деле в айкидо нет никаких тайн и никакой мистики. Если кто-то действительно заинтересован в изучение айкидо, я могу примерно за два часа рассказать и о принципах и о техниках и даже показать как и за счет чего они работают. После этого у вас не останется никаких сомнений в том, что единственный путь познания айкидо — это серьезная осознанная работа под руководством профессиональных инструкторов. И никакой герметичности:)
    Приходите в гости, организуем совместный семинар, на котором я отвечу на любые ваши вопросы, независимо от того коснутся они физических, этических, энергетических или еще каких-то аспектов. Честно и открыто.

    И еще одно утверждение на вашем сайте, повергло меня в недоумение: оказывается, в середине прошлого века «из айкидо исчезают навсегда эффективные приёмы, заломы рук, мощные броски» (цитата из «Истории айкидо» на сайте клуба).
    Вы уж простите меня, но данная фраза свидетельствует об абсолютной некомпетентности и оторванности от процессов реально происходящих в мире. Когда представители вашего клуба последний раз были в Японии и тренировались с Шиханами Хомбу? — Вот и ответ.
    Еще когда проводился семинар под руководством Рашида Халидова в нашем клубе, я обратил внимание на то, что техника студентов "Плетнев додзе" уж очень специфична и часто серьезно отличается от канонов Всемирного Центра Айкидо. После окончания семинара я подошел к Рашиду и посоветовал для его студентов чаще бывать на совместных, лучше международных семинарах, чтобы подчистить технические огрехи, ведь недаром сам Рашид не смог присвоить первые Даны ученикам вашего клуба. И Рашид полностью со мной согласился. Дело в том, что по работе в зале была видна какая-то искусственность, как будто люди механически выполняют движения, не понимая ни их принципов, ни сути. Разговоров о центре много, но практически никто центром не работает. Верхний плечевой пояс зажат даже у старших учеников. А раз нет расслабления — нет и ощущения партнера, связи и контакта с ним, соответственно, все движения угловатые с излишним напряжением различных мышечных групп, часто и тех, которые вообще не должны быть задействованы в конкретном техническом приеме.
    Надо признать, в этом нет ничего особенного, подобная ситуация повторяется в каждой школе, которая начинает считать себя самодостаточной.

    "Во все времена существовали Люди, являвшиеся Умом, Честью и Совестью Нации..."

    - А это вы о ком? – Да, собственно, это даже не важно, важно другое. Вместо продуктивной профессиональной работы, которая была бы видна в зале за километр, явный крен в сторону самовозвышения и самовозвеличивания. Я помню, на одном из наших фестивалей, мой учитель и почетный гость фестиваля Алексей Борисович Штурмин искренне обиделся на ведущего, когда тот назвал его основателем боевых искусств в СССР. Обиделся и тут же начал оправдываться: мол, «Ребята, я в 70-х только каратэ немножко начал заниматься…». Вот что такое истинная скромность знаменитого мастера боевых искусств, который на самом деле был и остается и основателем и первопроходцем и родоначальником восточных единоборств в Советском Союзе.

    В общем, извините, за то, что отнял у вас столько времени, за то, что, возможно, был излишне эмоционален и за то, что, возможно, кто-то почувствовал себя обиженным. Но поверьте на слово человеку, прошедшему в боевых искусствах долгий-долгий путь – это надо вам. Вам надо оглядеться, посмотреть на себя со стороны и начать не дифирамбы петь друг другу, и не высшим судом, как в «манифесте» Олега, пугать, тех, кто вам не подпевает, слава богу, высший суд не в вашей компетенции, а делом заниматься. Спокойно и весело. Удачи вам.
  • Уважаемый Николай Николаевич! С интересом прочитала Ваш отзыв о школе "Плетнев додзе". И у меня возник вопрос. Те замечания, которые Вы сделали, достаточно серьезные. Спорт, как и медицина, может помочь, а может навредить. Входит ли в Вашу компетенцию работа со школами, которые не безопасны как для репутации айкидо, так и для здоровья учеников? Или Вы только констатируете факт и даете рекомендации?
  • Уважаемая Светлана!

    По линии Национального Совета Айкидо России я занимаюсь всеми вопросами, касающимися упорядочения развития айкидо в нашей стране, в том числе и школами, деятельность которых выходит за рамки обычной учебно-тренировочной работы.

    Но, как вы понимаете, Национальный Совет является общественной организацией, по определению не имеющей особых, тем более государственных полномочий. Поэтому мои возможности весьма ограничены.

    С другой стороны, иногда простая констатация фактов и наши рекомендации помогают настолько, что какая-то другая форма воздействия оказывается не нужной.

    Вот и в данной ситуации я надеюсь на то, что мои слова дойдут до членов "Плетнев Додзе". У них появится возможность осмыслить, чем они занимаются сейчас и подумать, чем они действительно хотели бы заниматься. Таким образом, у них появится возможность выбора.

    Ведь одно дело, когда человек отчетливо осознает, что он пришел в школу, хоть и под вывеской айкидо, но явно религиозной направленности, с неким внутренним, к боевым искусствам, не имеющим никакого отношения, кодексом поведения и неоправданно завышенной самооценкой, и совсем другое дело, когда ничего не подозревающие люди приходят в школу айкидо заниматься традиционным боевым искусством, а взамен, сами того не понимая, получают какую-то герметично-дисциплинарную тарабарщину.

    В итоге не только подрывается престиж айкидо, как системы совершенствования личности, но что еще хуже, подрывается психологическое и нравственное здоровье участников группы.

    Поэтому одна из наших задач не допускать подмены понятий.

    Айкидо должно оставаться простым и понятным боевым искусством без всякой религиозно-мистической шелухи. Если же руководители «Плетнев додзе» преследуют иные цели, нежели прогресс в айкидо, то тогда надо сменить вывеску. Вот тогда будет действительно и честно и открыто.
  • Здравствуйте, Николай Николаевич.
    Меня звать Михаил. Мне 26 лет. Сейчас объясню, как я оказался на этом форуме. Дело в том, что примерно год назад я был знаком с несколькими ребятами из этого клуба или школы. Не знаю, как правильно они называются. Мне тоже предлагали заняться айкидо. Я даже как-то побывал на их занятии. Я тогда немного интересовался Востоком, вот и познакомился с этими ребятами. Но по разным причинам я заниматься не стал, а потом и вовсе прервалось наше знакомство. Но вот, что меня зацепило ещё тогда. По словам этих ребят, айкидо — это не просто типа спортивные упражнения для тела. Они говорили про какую-то философию, доступную только избранным. О том, что в айкидо очень сильна религиозная направленность. Правда толком никто ничего объяснить не мог. Недавно я случайно увидел на сайте главспорта ваш отзыв. Почитал остальные отзывы. Посмотрел , что написано на сайте школы Плетнёва. Кстати, с ним я не был знаком. Но ребята говорили о нём с очень сильным уважением. Так вот, на сайте школы опять что-то написано про «дальневосточные сакральные знания» и про «храмовую культуру и храмовые знания» и про то, что О-сэнсей был священником. Так всё-таки, айкидо — это только один из видов боевых искусств или это религиозное течение, связанное с определенными физическими действиями?
    Спасибо. Михаил.
  • Михаил, добрый день.
    Не удивлен, что именно при знакомстве с отзывами на форуме посвященному «Плетнев додзе» у вас возникли такого рода вопросы. Уж слишком большая неразбериха, прежде всего, у руководства клуба и в понятийном аппарате и в трактовках целей и задач боевого искусства, да и в самом смысле айкидо.
    Правда, я полагал, что уж если кто и продолжит общение, то это будут члены клуба, которые захотят разобраться, чем же они занимаются на самом деле. Но, видно, их время еще не пришло.
    Итак, один из ваших вопросов: «Айкидо – это только один из видов боевых искусств или религиозное течение…»?
    Я не согласен ни с первым, ни со вторым определением, хотя первое, безусловно, гораздо ближе к правде.
    Когда спрашиваешь инструкторов Хомбу (Штаб-квартиры) «Что такое айкидо?», как правило, слышишь один и тот же ответ: «Айкидо – это будо» (боевое искусство). Несмотря на свою лаконичность, чрезвычайно емкий ответ.
    Так что, по сути, ваше первое определение правильно, единственное, что мне не понравилось – это частица «только».
    Категорически не согласен с применением "только" в данном контексте. Айкидо не просто и не только один из видов будо, но абсолютно уникальный вид, стоящий особняком от других единоборств. Вид, который был создан не только для решения главной задачи любого боевого искусства – выживания в экстремальной ситуации, но еще и для решения психологических и социальных задач, стоявших, как перед отдельными личностями, так и перед целыми странами в середине двадцатого века. Надо сказать, что в настоящее время айкидо находит все большее количество приверженцев по всему миру благодаря тому, что философские, психологические и социальные принципы этого боевого искусства со временем становятся все более актуальны.
    Вы спрашиваете: Что эта за такая "философия айкидо доступная только избранным"? Частично, в своем первом отзыве, я уже ответил на ваш вопрос. Но, некоторые важные вещи и повторить не грех: «Айкидо не принадлежит одной нации или одной религии, айкидо принадлежит всему миру». Это чрезвычайно важная цитата Создателя айкидо, не только объясняет его отношение к собственному детищу, но и дает нам четкую установку: никакой избранности или избирательности. Никаких ни внешних ограничений: айкидо могут заниматься мужчины и женщины, представители разных народов, возрастов, конфессий, социальных сословий и т.п. Ни, тем более, внутренних.
    Так что ответ на ваш вопрос будет выглядеть так: философии доступной только избранным в айкидо нет и быть не может. Так как нет никаких «избранных» с одной стороны, и нет никаких тайных, эзотерических, магических знаний с другой. Никто никого никуда не избирает, не посвящает, не инициирует и т.п.
    Есть только Даны, разряды в айкидо, которые присваиваются за личное мастерство на первом этапе обучения (до 4-го Дана) или за учеников и развитие на втором (от 4-го Дана) и есть инструкторские звания: Фуку-шидоин (помощник инструктора), Шидоин (инструктор) и Шихан (старший инструктор). Ничего общего с какой-то особой «избранностью» за какие-то особые заслуги ни система Данов, ни система присвоения инструкторских званий не имеет. Что заработал, то и получил.
    Единственное, что надо оговорить, это то, что кто-то, в силу разных причин, приходит более, а кто-то менее подготовленным и физически и психологически. Кто-то сразу готов воспринимать и повторять сложнокоординированные движения и работать в зале с установкой на помощь друг другу, для кого-то может понадобиться несколько месяцев, а то и лет. Но, при любых вариантах, обычный нормальный процесс постепенного усвоения движений и знаний и соответственно последовательного прохождения аттестаций ничего общего с избранностью в смысле привилегированности или элитарности не имеет.
    Другое дело, что в айкидо, как и везде, имеют место и политиканство, и довольно существенные различия в аттестационных программах и некоторые разночтения в аттестационных требованиях, которые позволяют представителям одних школ аттестовываться или раньше представителей других или по более легким программам. Надо сказать, что, когда каким-то делом занимается более миллиона человек, разногласия по определению неизбежны. Но все это, является следствием отдельных перегибов отдельных инструкторов, примерно таких, о которых я писал в первом отзыве, но никак не следствием якобы существующей внутри айкидо кастовой системы.
    Теперь, что касается «религиозной направленности» айкидо. Я профессионально занимаюсь айкидо с конца восьмидесятых, а боевыми искусствами с середины семидесятых годов и уж точно заметил бы «религиозную направленность», того или другого вида если бы она существовала. Да, кстати, и замечал, и даже неоднократно, но все это были отклонения конкретных инструкторов. Как, например, в Олимпийской Деревне, когда там, лет пятнадцать назад, работала секция Таэквондо. Практически на каждой тренировке я слышал: «Сегодня день такого-то корейского святого – надо сдать пожертвования!». Согласитесь, самая, что ни на есть религиозная направленность в чистом виде. Но даже тогда, когда мы слышали этот бред, никогда ни у кого не возникало мысли о религиозности самого вида спорта, всем было понятно, что это вполне осознанная инициатива конкретных инструкторов, которые хотят придать большую значимость своей организации, самим себе, а заодно и прикрыть свой совсем не высокий профессиональный уровень.
    Но, если нет ни религиозной направленности, ни философии для избранных, как нет ни «дальневосточных сакральных знаний», ни «храмовой культуры и храмовых знаний» — это вообще типичный развод, так что ж тогда есть, что на самом деле так цепляет в айкидо?
    Вот это, действительно, хороший вопрос.
    Понимаю, что адептов, надеющихся на познание сакральных тайн Востока, мой ответ разочарует, но помимо эффектной и эффективной техники, которая, надо сказать, встречается далеко не в каждом зале, прежде всего, цепляет «психологическая комфортность» занятий. И то, только в том случае, если грамотно построена работа в додзе.
    Надо сказать, что «психологическая комфортность» не такой уж простой термин, но и не сверхсложный. Под ним надо понимать весь достаточно широкий спектр получаемых положительных эмоций, ощущений и переживаний, имеющий, в том числе и оздоровительный антистрессовый эффект, который в совокупности с определенными двигательными навыками я, много лет назад, занимаясь данной проблематикой, назвал айкитерапией.
    Сейчас нет смысла углубляться в дебри данного понятия, достаточно еще раз акцентировать внимание на том, что ни мистики, ни эзотерики, ни магии здесь нет, а есть достаточно хорошо изученные и понятные механизмы взаимодействия нашей мышечной оболочки с работой внутренних органов и, как следствие, психологическими процессами, происходящими с нами. Если совсем вкратце, то: «В здоровом теле – здоровый дух» — лучше на эту тему не скажешь.
    Вы говорите, что с инструктором данной группы Натаном Плетневым не были знакомы, и что «ребята говорили о нём с очень сильным уважением» — это естественно, о любом своем тренере его ученики будут говорить с уважением. Другой вопрос, чем и как это уважение заслужено. Явно не успехами в айкидо, вы сами понимаете, 2-й Дан Н. Плетнева, который мне подтвердили во Всемирном Центре Айкидо, для Москвы, да даже и для России — это более чем средняя аттестация. Сейчас руководители российских школ и федераций являются обладателями 4-х, 5-х, 6-х, Данов. Про технический уровень его учеников я уже говорил, — механическое выполнение внешней формы технических приемов. Опять же, приходится повторяться, ничего большего ожидать от школы, установившей для себя некие свои правила, нельзя.
    Подводя итог, если надумаете приступить к занятиям, посмотрите среди клубов, которые, во-первых, возглавляют инструкторы с более высокой аттестацией; во-вторых, безусловно, не имеют никакой религиозной направленности; в-третьих, не сочиняют более чем странные документы вроде «Кодекса ученика», но в своей работе четко придерживаются правил и положений Всемирного Центра Айкидо. Вынужден констатировать, что «школа Плетнева» к таким организациям не относится.
  • Здравствуйте, Николай Николаевич!
    Мой сын — один из учеников школы Плетнева, и я обсуждал с ним Ваше письмо от 20 февраля. Я так и не смог понять, почему ученики школы проигнорировали письмо и Ваше предложение обсудить проблемы айкидо и всего, что происходит вокруг него, на общем семинаре. Обращение к собеседнику через интернет давно уже стало нормой общения, и кажется странным и непоследовательным, что клуб, который давно и активно размещает свою рекламу в сети, считает некорректным и обидным для себя Ваше обращение к ним через интернет.
    Кажется уже всем понятно, как вредно быть в изоляции, вариться в собственном соку, избегать контактов и общения с другими людьми и школами. Мы хорошо помним время изоляции Советского союза. Руководство страны внушало нашим людям, что все у нас прекрасно, лучше всех, что мы впереди планеты всей. И после открытия границ, многие с удивлением обнаружили, что это не так, что мы на много лет отстали от передовых стран в уровне жизни, машиностроении, электронике, многих науках и так далее. Можно, конечно, обижаться на весь мир, считать всех врагами и завистниками, но не лучше ли стараться исправить ситуацию? Это и есть, по моему мнению, настоящая мужская позиция.
    Я не специалист в айкидо, но хотел бы разобраться с некоторыми вопросами. Если у Вас есть возможность, ответьте мне, пожалуйста.
    Верно ли, что ученики разных школ айкидо получают аттестацию из разных источников, (условно, одни «получают» даны от Халидова, другие – от Егорова). Кто принимает окончательное решение о присуждении данов и выдает «документ с печатью». Получают ли мастера айкидо какой-нибудь документ, фиксируются ли где-нибудь эти достижения, или все происходит вербально.
    Могут ли ученики разных школ айкидо аттестовываться на семинарах, организуемых другими клубами (вроде бы, Плетнев додзе приглашал всех желающих на свои семинары). Или все проблемы с аттестацией школы Плетнева может решать только Халидов? И что делать членам школы Плетнева, если он по какой-то причине не сможет приехать в Россию?
    Какой реальный срок для получения 1-го дана. Возможно ли это для нормально физически развитого человека, или надо обладать особыми физическими и психическими данными, как, например, для получения звания мастера в традиционных видах спорта.
    И последнее. Айкидо позиционирует себя как боевое искусство — подготовка к бою, к войне (!?). Почему, в этом случае, в секции айкидо принимают девушек. Предполагали ли основатели айкидо, что женщины будут участвовать в боевых действиях наравне с мужчинами, или ситуация изменилась со временем? Являются ли девушки равноправными участниками школ айкидо или, как считают в школе Плетнева, их место «за мужем», при детях и доме?
    С уважением, Георгий Николаевич.
  • Добрый день, участники форума!
    Меня зовут Равиль, мне 17 и я живу недалеко от одного из залов школы боевых искусств Плетнев Додзё. Как и всем молодым людям, мне бы хотелось быть сильным и красивым, защитником. Нашел эту школу. Все понравилось на сайте. Но не понятен следующий момент: на сайте написано про Храм и Священников. А я мусульманин. Смогу ли я заниматься айкидо не меняя веры? И еще вопрос: в свои 17 лет я имею понимание, как относиться к себе, к миру, к старшим. Это продиктовано моими религиозными убеждениями и воспитанием. Не потребуют ли занятия айкидо в этой или в любой другой школе пересмотра моих убеждений и взглядов? Хотелось бы получить ответ именно от учеников школы. Спасибо.
  • Уважаемый Георгий Николаевич,
    В вашем письме содержится очень много, я постараюсь ответить на все, но не сразу, к сожалению, повседневная работа не позволяет слишком много времени уделять данной теме.
    Итак, первый вопрос: почему члены Плетнев-додзе проигнорировали мой отзыв и считают некорректным обращение к ним через интернет.
    С моей точки зрения, это вообще не вопрос, поскольку я ни к кому лично не обращался. Члены клуба могли ответить, могли и молча принять информацию. Дело хозяйское. Я всего лишь обезличенно высказал свою точку зрения по тем вопросам и фактам, которые противоречат или здравому смыслу или этике боевых искусств либо попросту свидетельствуют о непрофессионализме.
    При этом принимать ли замечания или нет – это вопрос и каждого члена клуба в отдельности и руководства клуба в целом. Конечно, естественно было бы встретиться и обсудить те моменты, по которым наши точки зрения расходятся, но тут уж точно инициатива должна исходить не от меня. Это им нужно прислушаться к добрым советам и пока не поздно начать выходить из тупиковой для них ситуации, в которую сами себя загнали.
    Но, раз руководство клуба предпочитает отмалчиваться, значит, во-первых, по существу сказать нечего, а во-вторых, пока что менять никто ничего не собирается. Вот, собственно, поэтому и проигнорировали.
    Дальнейшее тоже предположить не сложно. Данный клуб будет уходить все дальше от нормального пути развития любой организации, занимающейся боевыми искусствами. Как вы правильно отметили, отсидка в болоте еще никого до добра не довела. Продолжат дальше позиционировать себя в качестве эксклюзивных хранителей "сакральных, храмовых и т.п. знаний» — через некоторое время будет еще больнее возвращаться с небес на землю.
    Извините за возможно неуместное применение термина, но мы, инструктора айкидо, обладаем в некотором роде франшизой, которую не имеем, прежде всего, морального права переделывать под свое собственное понимание внутренних отношений в группе, организации учебного процесса, аттестационных требований, методики обучения техническим приемам и т.д.
    Назвался инструктором айкидо — будь добр, занимайся тем айкидо, которое преподают на своих семинарах инструкторы Всемирного Центра Айкидо и так занимайся, как они это делают. Без всяких религиозных, сакральных, магических и т.п. примесей. Без всякого наставничества о том, как кому жить, без всякого дисциплинарного давления на учеников, без всякой клановости и без внутренней иерархии.
    Кстати, точка зрения некоторых членов клуба, о которой вы говорите в вашем письме о том, что мой отзыв руководство Плетнев-додзе сочло некорректным, является весьма показательным проявлением той самой изрядно завышенной самооценки, о которой я говорил в более ранних отзывах и, к сожалению, свидетельствует, о том, что все уже изрядно "запущено".
    Когда и более опытный и имеющий значительно более высокую аттестацию инструктор, а тем более, член президиума Национального Совета Айкидо России, делает замечания и дает советы, ученикам надо бы, как минимум, прислушаться и задуматься над тем, почему данные замечания были сделаны.
    В данной ситуации возможно было бы привести некие, если имеются конечно, аргументы по теоретическим вопросам, возможно было бы пригласить меня для проведения семинара для решения вопросов технических. Ставить же себя в положение амбициозных всезнаек-второклашек — в данном случае неуместно. Неуместно хотя бы потому, что последствия могут быть весьма серьезными.
    На самом деле, я сознательно до сих пор не предпринимал никаких мер, фактически, предлагая членам клуба посмотреть на себя и своих учителей со стороны и задуматься над этическими и нравственными вопросами. Кстати, я до сих пор продолжаю надеяться, что ребята, эту возможность не упустят.
    Было бы значительно хуже, если бы я прочитав более чем странный отзыв Олега, не предпринял бы никаких попыток исправить ситуацию. Тогда неизбежное усугубление негативных последствий от занятий в данной группе было бы на моей совести.
    Я понимаю, что ребята хоть и молча, но так или иначе знакомятся с информацией, понимаю, что признать свои ошибки руководство вот так сразу не может. Но все должны понимать, что если оставить все как есть, дальше будет только хуже.
    Ребята сами и могут и должны осознать, что некие мнимые ценности уводят их все дальше и дальше от очень простого и понятного пути боевых искусств. Кстати, насколько прост и понятен, в частности, путь айки, мы могли бы поговорить на специальном семинаре, но повторяю, в таком случае сами участники группы должны пригласить меня.
    Так что давайте подождем, я буду отвечать на ваши вопросы, члены группы будут знакомиться с ответами и перерабатывать информацию. Вода на мельницу льется.
    С уважением ко всем участникам форума,
    Президент ФАР
    Член президиума НСАР
    Егоров Н.Н.
  • Здравствуйте, Николай Николаевич.
    Спасибо за ответы. Но у меня появились новые вопросы после того, как я прочитал ваши последние отзывы. Хочу сказать, что когда я общался с участниками группы, возникал вопрос о квалификации. Из ваших объяснений и из материалов сайта ФАР я понял, что есть «юношеские разряды» и есть «взрослые», если использовать термины некоторых других видов спорта. Так вот, ребята на мой вопрос, какие у них разряды, отвечали, что занимаются айкидо не для разрядов, а для физического здоровья. А вы говорите, что у Плетнёва 2-ой дан. Значит его кто-то аттестовал? А почему тогда он сам не «присвоит» своим участникам хотя бы 1-ый дан? Не имеет права или они недостаточно хорошо освоили айкидо? Но ведь эта школа существует уже года три-четыре, вроде бы. Почему же ни у кого из участников нет данов? Или ещё рано? Так и в других школах? Вы же знаете, наверное, многие школы. Действительно для получения взрослого дана надо заниматься долго из-за сложности самого айкидо? И ещё вопрос. Вы говорите, что 2-ой дан Плетнёва подтвердили во Всемирном Центре Айкидо. Откуда же там про него известно, если эта школа не зарегистрирована в ФАР? Или они зарегистрированы в какой-то другой федерации? А если нигде не зарегистрированы, то и дан Плетнёва тоже какой-то «фиктивный»? Какая-то неувязка. Вы мне советуете при выборе клуба для занятий посмотреть на квалификацию руководителей. Но на сайте клуба Плетнёва вообще ничего не говорится о его квалификации. Просто написано, что он ученик Халидова. Так и в других клубах может быть написано, что угодно. Есть ли список клубов, которые входят в ФАР и которым точно можно доверять? Вы говорите, что «правильные» школы (извините за упрощённую терминологию) должны «придерживаться правил и положений Всемирного Центра Айкидо». А что это за организация? Кто её избирает? Почему им можно доверять?
    В общем, чем дальше я влезаю в эту тему, тем больше вопросов.
  • Уважаемые Михаил и Георгий Николаевич!
    Поскольку несколько ваших вопросов касаются различных аспектов проведения аттестаций, попробую объединить их в одном ответе.
    Вопрос 1-й: Верно ли, что ученики разных школ айкидо получают аттестацию из разных источников, (условно, одни «получают» даны от Халидова, другие – от Егорова)?
    – Верно.
    Вопрос 2-й: Кто принимает окончательное решение о присуждении данов?
    – только Дошу (глава Школы) в настоящее время – внук Создателя айкидо Моритеру Уэшиба.
    Вопрос 3-й: и выдает «документ с печатью»?
    – Секретариат Всемирного Центра Айкидо Айкикай Хомбу Додзе на основании решения Дошу.
    Вопрос 4-й: Получают ли мастера айкидо какой-нибудь документ, фиксируются ли где-нибудь эти достижения, или все происходит вербально?
    – Все аттестованные на Дан получают Сертификат Всемирного Центра Айкидо, удостоверяющий присвоенную степень (на японском языке). Аттестованные на Кю также имеют возможность получить Сертификат Хомбу, удостоверяющий присвоение ученической степени, но решение оформлять или не оформлять ученические разряды через Всемирный Центра Айкидо остается за инструктором. В данном случае, вероятно, за Халидовым.
    Вопрос 5-й: Могут ли ученики разных школ айкидо аттестовываться на семинарах, организуемых другими клубами (вроде бы, Плетнев додзе приглашал всех желающих на свои семинары). Или все проблемы с аттестацией школы Плетнева может решать только Халидов?
    – Ученики разных школ имеют право аттестовываться на семинарах, организуемых другими клубами, но только если имеется договоренность между инструкторами клубов для аттестации на Кю, и только если имеется персональное на каждого аттестуемого разрешение (с указанием имени, фамилии, имеющейся аттестации и т.д.) Всемирного Центра Айкидо для аттестаций на Дан. Причем разрешение должны получить как аттестуемые, так и инструктор, проводящий аттестацию.
    Приглашать на семинары не возбраняется. Аттестовывать чужих учеников без разрешений их инструкторов и Хомбу запрещается категорически.
    При невозможности куратора, имеющего право аттестовывать (в данном случае Халидова) провести очередную аттестацию, он может делегировать свои полномочия другим инструкторам. Однако, во-первых, передача прав и кандидатура инструктора должна быть согласована с Хомбу, во-вторых, должно соблюдаться непреложное правило: на 1-й Дан имеют право аттестовывать обладатели не ниже 3-го дана, на 2-й Дан – не ниже 4-го, и т.д. Таким образом, обладатель 2-го Дана Н.Плетнев, официально, не должен иметь права аттестовывать на мастерские степени.
    Вопрос 6-й: И что делать членам школы Плетнева, если он (Халидов) по какой-то причине не сможет приехать в Россию? —
    Или согласовывать возможность проведения аттестации инструкторами других организаций с Халидовым, (при его согласии, в дальнейшем, с Хомбу) или переходить в другую организацию.
    Вопрос 7-й: Какой реальный срок для получения 1-го дана?
    – Порядка четырех лет. Но очень много зависит как от самого занимающегося, так и от инструктора. Также надо учитывать, что требования на 1-й Дан в различных федерациях могут сильно отличаться.
    Вопрос 8-й: Возможно ли это для нормально физически развитого человека, или надо обладать особыми физическими и психическими данными, как, например, для получения звания мастера в традиционных видах спорта?
    - Позволю себе не согласится с вами. Регулярно тренируясь, звание Мастера спорта в традиционных видах можно получить за те же четыре — пять лет. И для этого не нужно обладать особыми данными. Надо просто упорно и в достаточном объеме тренироваться.
    Извините, на все не получилось, продолжу чуть позже.
    С уважением,
    Президент ФАР
    Член президиума НСАР
    Егоров Н.Н.
  • Добрый день, Николай Николаевич!
    С интересом прочитал Ваши ответы участникам форума.
    По ходу дискуссии у меня возник вопрос, относящийся, скорее не к физической стороне айкидо, а моральным правилам.
    С одной стороны, Вы пишите, что не может быть в школе айкидо такого документа, как Кодекс ученика. Но подчеркиваете, что обладатель 2-го дана должен прислушиваться к рекомендациям обладателя 5-го дана. Это, по сути, тоже иерархия.
    Поясните, пожалуйста, каковы основы взаимоотношений учеников и учителя, а также между обладателями различных данов. Есть ли обязательства прислушиваться и выполнять рекомендации обладателя более высокого дана, если он не является твоим учителем и принадлежит к другой школе?
  • Равиль, добрый день.
    Ваш вопрос: "С одной стороны, Вы пишите, что не может быть в школе айкидо такого документа, как Кодекс ученика. Но подчеркиваете, что обладатель 2-го дана должен прислушиваться к рекомендациям обладателя 5-го дана. Это, по сути, тоже иерархия".
    - Абсолютно с вами согласен. Это тоже иерархия.
    Но вот одна и та же эта иерархия о которой написано на сайте Плетнев-додзе и моих отзывах или иерархия иерархии рознь, давайте разберемся вместе.
    Итак, в «Кодексе ученика» читаем:
    «Беспрекословное подчинение Учителю (Сенсею); выполнение всех Его требований и установок»
    в моих отзывах:
    «При этом принимать ли замечания или нет – это вопрос и каждого отдельности…и руководства в целом…»
    «Члены клуба могли ответить, могли и молча принять информацию»
    «… ученикам надо бы, как минимум, прислушаться и задуматься»
    Почувствовали разницу? То, что у меня носит максимум рекомендательный характер в Кодексе прописано, как обязательные требования. Не знаю, как вы оцениваете эту разницу в подходах, но на самом деле она переворачивает и смысл, и дух айкидо с ног на голову.
    В одном случае — рекомендация внимательно выслушать советы, имея в виду, что исходят они от значительно более опытного и в технических и педагогических вопросах инструктора, но принять вполне осознанное самостоятельное решение, в другом — слепое выполнение неких кем-то придуманных правил и бездумное следование установкам. Вот теперь сами ответьте на ваш вопрос: и в первом и во втором случае это одна и та же эта иерархия или все-таки между ними есть разница?
    Ваш следующий вопрос: Есть ли обязательства прислушиваться и выполнять рекомендации обладателя более высокого дана, если он не является твоим учителем и принадлежит к другой школе?
    Надо бы уточнить о какой ситуации вы спрашиваете на татами или вне, но попробуем рассмотреть все варианты.
    Вне татами — таких обязательств нет. Пожалуй, единственное требование, и то негласное – это корректность поведения со стороны обладателя более низкого Дана. Он должен спокойно выслушать "Старшего" и постараться взять для себя что-то полезное. Поэтому, собственно, я и не настаиваю на какой-то быстрой и определенной реакции со стороны членов Плетнев додзе и не пытаюсь форсировать события. Опыт показывает, что гораздо ценней, когда ученики сами, сопоставив и проанализировав полученную из самых разных источников информацию, принимают решение.
    Предворяя ваш вопрос отвечу, что моя уверенность в том, что вполне определенное решение все-таки будет принято членами клуба, основано, конечно же, на опыте. Не первый, и, понимаем, что не последний раз мы сталкиваемся с подобными Плетнев-додзе организациями. Варианты развития событий могут быть разные — результат один.
    Итак, для закрепления материала: В ситуации ученик — его учитель, (например, в собственном додзе) на татами надо делать то, что показывает учитель.
    В ситуации: ученик — "чужой" учитель, (например, на международном семинаре) на татами надо делать то, что показывает учитель, а затем самому, (возможно, посоветовавшись со своим учителем) решать брать ли некие новшества (методические приемы, технические нюансы и т.д.) на вооружение.
    В ситуации: ученик — учитель, (не важно свой или чужой) вне татами учителя надо выслушать, постараться взять для себя что-то полезное, но принять свое собственное решение, независимо от того понравится оно учителю или нет.
    С уважением,
    Егоров Н.Н.
  • Добрый день, уважаемые участники форума!
    Уважаемый Николай Николаевич, Вам большое спасибо за разъяснения.
    Ваш последний комментарий ясно показал, что идеология школы Плетнёва сильно отличается от идеологии и моральных принципов, принятых в айкидо. Тогда у меня возникает следующий вопрос: Плетнев может быть не один, кто выдает свое собственное учение за учение айкидо, при этом у него есть 2-й дан, т.е. кто-то ему его присвоил. И теперь при поиске школы мне становиться очевидно, что нарваться на мошейников, типа Плетнева, вероятность существует и она не нулевая. Как проверить нормальная это школа или нет? Должен ли быть у учителя школы документ на право преподавания айкидо и подтверждения его принадлежности к нормальной идеологии айкидо? Или проверить это невозможно?
  • Уважаемы участники форума, вы уж извините, но два последних дня провел на первых сборах сборной команды России по айкидо, которые прошли в нашем клубе "Самурай", поэтому практически не было времени писать ответ на очередные ваши вопросы.
    Кстати, никого из "Плетнев-додзе" в составе сборной России не заметил, вот и еще один факт, подтверждающий мою оценку уровня профессиональной подготовки членов клуба...
    Ну, да ладно, с этим итак все ясно, вернемся к вашим вопросам.
    1. "Предполагали ли основатели айкидо, что женщины будут участвовать в боевых действиях наравне с мужчинами, или ситуация изменилась со временем?"
    - В каких-то культурах, как мы знаем из истории, женщины должны были владеть оружием наравне с мужчинами, в каких-то нет. В Японии женщины из самурайских семей, как правило, владели оружием, больше того, существовали специальные женские виды оружия, такие как нагината (алебарда) или кайкен (женский боевой кинжал).
    В отношении айкидо мы можем утверждать со всей уверенностью, что Основатель айкидо (кстати, Основатель, а не "основатели") — вполне конкретное историческое лицо – знаменитый мастер боевых искусств Морихэй Уэсиба, создавал такой вид единоборств, которым в равной степени могли бы заниматься и мужчины и женщины.
    Что, собственно, и происходит сейчас во всех сорока шести странах, которые официально являются членами IAF — Международной федерации айкидо, и еще примерно в двадцати странах, где айкидо развивается пока без официального статуса. При этом абсолютно достоверно известно, что ни в одной стране мира, по отношению к женщинам нет ни малейшей дискредитации. Более того, во многих странах женщины возглавляют клубы айкидо и являются инструкторами федераций.
    Да что далеко ходить, в Федерации Айкидо России, Наталья Руднева является вице-президентом и главным инструктором ФАР. На прошедших в Пекине в 2010 году Всемирных играх боевых Искусств Спортаккорд, Наталья была лидером сборной команды России, а сегодня является тренером сборной команды. Этот высочайший статус заслужен Натальей по праву. До сих пор никто не может сравниться с ней по технике выполнения сложнейших технических приемов, до сих пор многие мужчины-сборники безуспешно пытаются достичь ее уровня динамики и эффективности при работе от нескольких нападающих.
    Так что ответить на ваш вопрос можно совершенно определенно: Основатель не только предполагал, что женщины будут активно заниматься айкидо, но и был уверен в том, что женщины будут заниматься айкидо наравне с мужчинами. Мы можем это утверждать, хотя бы потому, что сам Основатель учил женщин, которые приходили на его тренировки.
    2. "Являются ли девушки равноправными участниками школ айкидо или, как считают в школе Плетнева, их место «за мужем», при детях и доме?"
    - Вот честно скажу, не знаю, что и ответить, поскольку сама постановка вопроса, более чем странная, если не сказать извращенная. Создатель айкидо был бы крайне удивлен, если бы узнал, что некий обладатель 2-го Дана решил за него, что айкидо должны заниматься только мужчины. Какая-то полнейшая чепуха, о которой рассуждать серьезно просто нельзя. Не хочется говорить про разные комплексы руководителей, принявших подобное решение, но ничем другим объяснить такую позицию не могу.
    3. "... Ребята на мой вопрос, какие у них разряды, отвечали, что занимаются айкидо не для разрядов, а для физического здоровья".
    - Отчасти могу согласиться с ними, но только отчасти. Айкидо, действительно не преследует цели получения как можно более высокой аттестации. Но и утверждать, что аттестация не важна, в корне не верно. Можно сколько угодно обманывать себя рассуждениями о не важности каких-то внешних атрибутов типа экзаменов, черных поясов и хакама, но на самом деле, со временем все становится на свои места и все без исключения аттестацию сдают, Кю и Даны получают, черные пояса повязывают.
    А происходит это по вполне понятной причине: людям надо знать, в каком месте айки пространства, они находятся. Простой пример: сами по себе экзамены в институте не добавляют студентам знаний, но систематизируют их и помогают объективно оценить качество полученных знаний. Так и в айкидо, студенты сдают экзамены не для бахвальства или возможности получения черных штанов оригинального покроя (это в идеале), но для того, чтобы понимать, что уже пройдено и куда и как двигаться дальше. Так что все эти разговоры о том, что мы занимаемся для физического или духовного роста носят исключительно временный характер. Определенный период пройдет и сдавать будут все. Вот увидите.
    Сегодня хватило только на это. Чуть позже продолжим.
  • Уважаемый Николай Николаевич!
    Спасибо за подробные ответы. Однако в моем вопросе о занятии женщин айкидо у нас с Вами возникло некоторое недопонимание. Возможно, я сам виноват — неаккуратно сформулировал вопрос.
    Дело в том, что в школе Плетнев-додзё девушки занимаются, на сайте школы даже, кажется, висело объявление о наборе учеников в женскую группу. А вот «женская тема» в интерпретации г-на Плетнева и его учеников вызывает много вопросов, хотя к айкидо это, как будто, непосредственного отношения не имеет.
    Не знаю, читали ли Вы и другие участники форума статью «Айкидо и жизнь» на сайте школы. Автор, к сожалению, не указан. Там много удивительного, текст непрост, но я советую ознакомиться с ним.
    С уважением, Георгий Николаевич
  • Здравствуйте, Николай Николаевич.
    Я Вам задавал вопрос, как понять, «нормальная» школа или нет? Кстати, после меня похожий вопрос задавал Равиль. И вот в дополнение к этому вопросу я вижу новую информацию на сайте школы Плетнёва.
    «17 марта на базе нашей школы состоялось совместное занятие секций федерации Айкидо «Амецучи». И ещё — «наша школа входит в состав федерации Айкидо «Амецучи». Я посмотрел в инете, что это за федерация. Кстати, название у них пишется немного иначе — Аметсучи. Но это не главное. Смотрю на список руководителей. Председатель — Ашманов. Никакой квалификации по айкидо не указано. Заместитель — Меркулов (3-ий дан). И какой-то ещё «куратор» — опять Халидов! И в «друзьях» этой федерации указана школа Плетнёва. Ничего не понимаю. Если это дружественные организации, то у них и принципы одинаковые? Но это же официальная федерация? Я про Аметсучи. Или нет такого понятия, как «официальная»? Вот и опять получается, что неясно, как понять, «правильная» школа (а теперь уже и федерация) или нет? И вы ещё не сказали, что это за «Всемирный Центр Айкидо». Его кто избирал?
    И его указания обязательны для всех стран и федераций? Или это тоже «общественная организация»? Спасибо.
  • Еще на несколько ответов на ваши вопросы удалось найти время.

    Но на сайте клуба Плетнёва вообще ничего не говорится о его квалификации. Просто написано, что он ученик Халидова.
    - Первый признак, который должен вызвать подозрение, при виртуальном знакомстве с любой школой боевых искусств – это отсутствие исчерпывающей информации об инструкторах и руководителях. Раз на сайте Плетнева — ни аттестации, ни фотографий, ни биографии самого Плетнева, значит что-то здесь не так, и любого нормального человека это сразу должно насторожить. Зайдите на любой сайт любого клуба, входящего в состав РСБИ – увидите сразу, кто инструктор, какая аттестация, когда, где и с кем начинал заниматься. А здесь вместо подробной и правдивой информации одни доморощенные «правила», да бездарные рассуждения об идеи и смысле айкидо с претензией на осмысление философских, психологических, социальных и т.п. аспектов. Сразу понятно, что самодельщина, причем, крайне низкого уровня. А с учетом полного отсутствия информации о самом Плетневе, получается, что сами члены клуба, во всяком случае, из ближайшего окружения, сохраняя подобное положение дел, прекрасно понимают, что «дело не чисто», но продолжают поддерживать «начальника». И даже понятно, почему продолжают, ведь самое трудное – это признаться, хотя бы самому себе, что король-то голый.

    Так и в других клубах может быть написано, что угодно. Есть ли список клубов, которые входят в ФАР и которым точно можно доверять?
    - Список клубов ФАР, конечно, есть на нашем сайте. Но дело в том, что ФАР является не единственной организацией, объединяющей организации айкидо на всероссийском уровне. Головной организацией по развитию и упорядочению айкидо в России является Национальный Совет Айкидо России. ФАР является одним из учредителей НСАР, а я, как президент ФАР, являюсь членом президиума НСАР. Вице-президент ФАР Наталья Руднева также является членом президиума НСАР. Помимо НСАР существует и достаточно большое количество клубов, которые ни в одну из всероссийских федераций не входят. Полного списка всех организаций, занимающихся развитием айкидо в России, к сожалению, нет, что и дает возможность таким клубам, как Плетнев додзе какое-то время функционировать.
    Написать, «что угодно» действительно можно, но все тайное всегда становится явным. На то, чтобы понять, что на самом деле представляет собой клуб Плетнева, понадобилось три года. Согласен, многовато. Согласен и с тем, что если бы существовала единая учетная система, было бы намного проще отслеживать и клубы и инструкторов, которые прикрываясь названием какого-либо боевого искусства, сколачивают себе некие общества «по интересам». Но на сегодняшний день имеем то, что имеем. В НСАР началась работа по созданию единой системы учета клубов, но даже не буду говорить, когда она закончится. Дело очень трудоемкое и очень не простое.

    Вы говорите, что «правильные» школы (извините за упрощённую терминологию) должны «придерживаться правил и положений Всемирного Центра Айкидо». А что это за организация? Кто её избирает? Почему им можно доверять?

    Айкикай Хомбу Додзе – Штаб квартира айкикай или Всемирный Центр Айкидо. В настоящее время возглавляет ВЦА внук Морихэя Уэшибы Основателя айкидо, Моритеру Уэшиба. Формально выборы среди кандидатов на должность главы ВЦА проходят, но фактически должность Дошу является наследственной. Следующий глава ВЦА, с вероятностью процентов 100:) – правнук Основателя, сын нынешнего Дошу — Митцутеру Уэсиба. Руководство ВЦА и президиум Международной Федерации Айкидо в настоящее время определяют стратегию развития боевого искусства айкидо в мире и будут определять в обозримом будущем. В данном случае конкуренции нет и быть не может: или мы занимаемся по правилам ВЦА и тогда мы занимаемся айкидо или мы занимаемся не по правилам ВЦА, и тогда мы занимаемся неким суррогатом. Впрочем, каждому свое, о вкусах, как известно, не спорят.

    Как проверить нормальная это школа или нет? Должен ли быть у учителя школы документ на право преподавания айкидо и подтверждения его принадлежности к нормальной идеологии айкидо? Или проверить это невозможно?
    - Прямо проверить невозможно, но косвенных признаков множество. Один мы рассмотрели при ответе на первый вопрос, о других я говорил раньше. Прежде всего, надо внимательно читать то, что написано на сайте, задавать себе вопросы: почему не написано то, что должно быть (полная информация об инструкторах, например), почему написано то, чего быть не должно (кодекс, явная религиозная направленность, доморощенные правила, определяющие некие особые задачи женщин и мужчин и т.д.) анализировать и не поддаваться на разводы.
    Документы на право преподавания ни японской, ни нашей стороной не выдаются. Деятельность по развитию Айкидо, как и в других видах спорта, лицензированию не подлежит. Так решила Госдума.
  • Уважаемые Костя и Егоров Николай Николаевич, вы присутствовали лично на уроках данной школы? Я не по наслышке знаю, что там занимаются девушки.