Formula-2.ru СМИ

0 голосов за компанию
  • Читают в ленте 1
  • Сотрудники

История Формулы-2

Формула-2, название которой часто сокращают до Ф2, разновидность гоночной формулы, которая была в прошлом главной кузницей кадров для Формулы-1. В 1985 году серия была заменена Формулой-3000, но в 2008 году ФИА объявила о возвращении Формулы-2 в 2009 году в виде Чемпионата ФИА по автогонкам в классе Формула-2. Цель – развитие малобюджетной гоночной серии для того, чтобы дать молодым пилотам шанс соревноваться в высшем классе автоспорта.
Формула-1 часто называется вершиной автоспорта, но высокотехнологичная природа этих машин и расходы участников серии всегда подразумевали необходимость в лестнице на пути к «Королеве автоспорта». Большую часть истории Формулы-1 такой ступенькой служила ее «младшая сестра» - Формула-2.

 

До 1939 г.: Довоенная история

До Второй Мировой войны существовал класс гоночных машин, которые были меньше и слабее болидов класса Гран-при. Этот класс обычно называли малолитражными (voiturette – фр. маленькая машина, малолитражка) гонками, в которых могли показать свою силу менее опытные пилоты и малоизвестные производители. До начала войны правила малолитражных гонок разрешали полуторалитровые двигатели с поддувом; для автомобилей класса Гран-при допускались трехлитровые двигатели с поддувом или 4,5-литровые без поддува.

1945-1953: Официальное начало

В 1946 году были отменено правило трехлитровых двигателей и в автогоночном мире родились две новые серии – Формула А и Формула Б (позднее – Формула 1 и Формула-2. Правила серии Формула-А допускали старые 4,5-литровые двигатели без поддува, но для машин больше подходили трехлитровые с поддувом, так как довоенные немецкие и итальянские машины были уже недоступны. Поэтому вместо трехлитровых двигателей с поддувом для уравновешивания баланса серии стали использоваться старые малолитражки с объемом двигателя до полутора литров. Таким образом класс машин ниже Формулы А (Ф1) перестал существовать, поэтому в 1948 году ФИА составила требования к машинам класса Формулы 2 (изначально – Формула-Б) как к меньшему и более дешевому дополнению к машинам серии Гран-при той эпохи.

Двигатели были меньше и менее мощными, чем используемые в Формуле 1, также как и автомобили были меньше, легче и дешевле «старших братьев». Объем варьировался от двух литров без поддува (атмосферные) до 750 миллилитров с поддувом (впрочем, последние пользовались весьма редко). Это послужило стимулом для вступления в Формулу 2 новым производителям (например – Cooper) вместо сражения с крупными марками - Alfa Romeo и Maserati. На самом деле Формула 1 на заре своей эпохи была настолько дорогим удовольствием и количество участников было настолько небольшим, что в 1952-1953 годах все Гран-при Чемпионата мира разыгрывались в классе Формула 2. Хотя внезачетные гонки Ф-1 продолжались еще долго – Индианаполис-500 был частью Чемпионата мира между 1950 и 1960 годами, но проходил по собственным правилам и формально никогда не являлся гонкой Формулы 1.

1957-1960: полуторалитровая эра

Ф2 пришла в упадок с появлением 2,5-литрового двигателя в Ф1 в 1954 году (когда маломестные спортивные автомобили стали особенно популярны), но в 1957 году была представлена новая Формула 2 в виде 1,5-литровых машин. Доминировали заднемоторные машины Cooper, происходящие из класса Формула 3 и спорткаров 'Bobtail', а также Porsche, основанные на спорткарах RSK. Знаменитый «акулий нос» - Ferrari Dino 156 изначально конструировался для класса Ф2, хотя компоновка мотора была задней как на машинах Гран-при. Самым лучшим двигателем был четырехцилиндровый Coventry-Climax FPF, за ним – довольно редкий шестнадцатиклапанный Borgward.



Слегка увеличенная версия Cooper F2 победила на первых двух Гран-при 1958 года, что обозначило приход заднемоторной эры в Ф1. Полуторалитровая формула просуществовала недолго, до прихода Formula Junior, которая вначале заменила класс Ф3, а затем и Ф2 до 1963 года, но 1,5-литровые двигатели получили вторую жизнь в 1961 году в Формуле 1.

 

1961-1966: Эра Formula Junior

В начале 1960х годов, после того, как двигатели Формулы-1 были уменьшены до полутора литров, Формула-2 перестала существовать на некоторое время. Вместо нее на арену вышла серия Formula Junior.

Formula Junior была представлена в 1959 году в качестве серии на любой вкус – одновременно и начальная формула вместо Ф-3, и международная категория высокого уровня ниже Ф-1, заменяющая собой Ф-2. Довольно скоро стало ясно, что необходимо разделить ее на две новые формулы. Вероятно, основную роль сыграла именно «всеядность» новой формулы – единственный класс гоночных автомобилей ниже Формулы-1 подразумевал значительные финансовые траты для новичков, которые прежде могли попробовать себя в категории Формула-3.
Ф-2 и Ф-3 были заново представлены на сезон-1964: Формула-3 подразумевала использование литровых серийных моторов (на самом деле – очень близких к двигателям Formula-Junior) с очень ограниченной настройкой, в то время как Формула-2 также использовала литровые моторы, но предоставляла командам возможность использования чисто гоночного двигателя.
Ф-2 широко использовалась как «пристанище» для звезд Формулы-1, ушедших в отставку. Моторы большей частью поставлялись фирмой Cosworth (базирующейся на заводах Ford) и Honda, хотя были и другие поставщики, включая различные двигатели на базе Fiat, а также предназначенные для гонок BMC и BRM.
Однако история Формулы Джуниор на этом не закончилась. Шасси, разработанные на базе оригинальной идеи FJ стали начальной категорией для молодых пилотов. На спортивную арену вышли новые серии - Formula Ford и Formula Vee, взявшие от оригинальной Формулы Junior все лучшее и снизив цены на двигатели.
Знаменитые пилоты, которые участвовали в серии Formula-Junior: Джим Кларк, Тревор Тейлор, Джон Сертиз.

1967-1971: 1.6-литровая эра

В конце 1960-х годов с лозунгом Формулы-1 «Назад к мощности» промежуток между Ф-1 и Ф-2 стал слишком значительным. Представление нового типа серийной 1,6-литровой формулы для Ф-2 восстановило младшую серию для ее первоначальной роли – кузницы кадров для Ф-1. Самым популярным 1600-куб. см. двигателем был Cosworth FVA, шестнадцатиклапанный четырехцилиндровый блок, который несомненно стал прообразом концепта легендарнейшего мотора DFV. FVA 1967 года имел размеры 8,57 на 6.91 см и выдавал 220 л.с при 9 тыс. оборотах в минуту. Также существовали и прочие агрегаты, включая четырехцилиндровый BMW, а также V6 Dino Ferrari.



Тем не менее, многие пилоты Формулы-1 продолжали управлять маленькими и легкими машинами во время свободных уик-эндов, а некоторые Гран-при (особенно в Германии, где Нюрбургринг мог справляться с большим количеством машин) были смесью машин Формулы-1 и Формулы-2. Жаки Икс дебютировал на Гран-при в болиде Ф-2, заняв пятое общее место в квалификации. Даже принужденный к старту за более медленными машинами Ф-1, Икс быстро вернул себе очковую позицию, и только сломанная подвеска заставила его сдаться. Менее удачливым был Джим Кларк, который считается одним из величайших гонщиков всех времен – он погиб на соревнованиях Формулы-2 в начале 1968 года на Хоккенхаймринге.

В 1967 году ФИА представила Европейский чемпионат Формулы-2. Икс, управляя Matra MS5, выиграл первый чемпионат с преимуществом в 11 очков перед австралийцем Фрэнком Гарднером.

«Завоевание» Формулы-2 рядом пилотов Ф-1 (подобная ситуация происходит сейчас в дебрях NASCAR) было разрешено из-за существовавшей тогда уникальной системы очков. Ни каждый из пилотов категории «А» не мог заработать очки в чемпионате. Пилот категории «А», заработанной различными способами (которые менялись год от года) – например финишированием в очках в двух Гран-при или на подиумах в двух гонках World Sports Car. Также категорию «А» на один год присуждали чемпионам Формулы-2, в то время как чемпиону Формулы-1 присуждали аж на 5 лет. Эта система позволяла менее опытным пилотам продвигаться в чемпионате и зарабатывать свою карьеру, в то же время для более опытных пилотов это служило продлением своей высокой категории во время долгих пауз между выступлениями.

В первые годы этой формулы, Бребхэм и Lotus обладали самым большим количеством конструкторов, хотя Ferrari время от времени усиливали команду также как BMW и Lola. Несколько других производителей, такие как Chevron и GRD также поставляли шасси.

 

1972-1984: 2-литровая эра

В 1972 году формула была еще раз изменена для увеличения мощности. Изменению подверглись серийные двигатели, которые теперь достигали двух литров в объеме - Cosworth BD и четырехцилиндровые BMW доминировали в первые годы, особенно команда March. В 1976 году к гонкам стали допускаться двигатели, разработанные специально для гонок. Renault разработали чрезвычайно мощный V6. В те годы появилась спонсорская схема с нефтяной компанией Elf, которая позволила французским командам и пилотам некоторое время доминировать в Ф1. BMW принялись за работу над командой March, тем самым подняв планку в конце семидесятых годов. Даже двигатель Ferrari engine ненадолго вернулся на пьедестал. Двигатель Hart 420R, разработанный на базе Cosworth BDA, некоторое время позволил блистать March, но лучше всего показал себя в союзе с машинами команды Toleman. Доминирующими шасси этой эры были обычно March и Ralt. Chevron, французские Elf и Martinis, а также немецкие Maurers добились некоторого успеха.

 

1984-2008: Формула-3000 и GP2

После сезона 1984 Формула 2 выросла до серии Формула-3000 в попытке совместить Ф2-подобные шасси с атмосферными 3-х литровыми двигателями Cosworth DFV V8, которые стали устаревшими в связи с поголовно-турбонаддувной Формулой 1.
Когда Ф 3000 была заменена на серию GP2 в 2005 году, название Формула 2 частично ожило. В целях экономии используются стандартные 4-литровые двигатели V8, которые развивают 580 л.с. за небольшие деньги. Они больше, но гораздо менее настраиваемые, чем моторы Формулы 1, которые были уменьшены с 3000 до 2400 куб. см.
Главная задача серии GP2 как и прежде Формулы 2 – быть главным поставщиком новых пилотов в старшую серию – Ф1.
Для поднятия зрелищности и популярности GP2 организаторы серии – Флавио Бриаторе и Берни Экклстоун ввели правило: все команды должны использовать одинаковые шасси, двигатель и резину для того, чтобы на первый план вышло мастерство гонщика. Большинство гонок серии проходят во время уик-энда Формулы 1 как гонки поддержки.
Многие пилоты уже использовали GP2 как последнюю ступеньку в карьере перед Формулой 1. Чемпион 2005 года Нико Росберг выступает за рулем Williams с 2006 года, чемпион 2006 года Льюис Хэмильтон в 2008 году выиграл титул чемпиона Формулы 1, хотя мог сделать это уже в дебютном сезоне 2007. Еще один чемпион серии – Тимо Глок с 2008 года выступает за команду Toyota F1. Другие пилоты из GP2, пришедшие в Ф1: Хейкки Ковалайнен, Нельсиньо Пике, Лукас Ди Грасси, Себастьян Буэми.
Чемпион 2008 года Джорджо Пантано уже участвовал в гонках Формулы 1.

 

2008 и далее: Возрождение

Отсутствовавшее в течении 25 лет название Формула 2 возвращается в 2009 году. ФИА объявила об этом 25 июня 2008 года.

Компания MotorSport Vision (MSV) победила на тендере на поставку шасси и двигателей для нового чемпионата ФИА Формула 2, как сказано в факсе Всемирного совета ФИА. Как было оговорено в тендере, частью договора является продвижение и информационная поддержка чемпионата, также как и разработка болидов.

Чемпионат будет состоять из восьми гонок в Европе с мая по ноябрь. В течении уик-энда будет проходить 2 гонки, каждая дистанцией в 110 км (около 40 минут), вторая гонка будет включать обязательный пит-стоп. Две 30-минутные практики и два 30-минутных квалификационных заезда будут предшествовать обеим гонкам. В течении сезона будут проведены пять официальных тестов – первые три дня до первой гонки сезона, а еще два – во время сезона. На каждом из них пилоты могут проехать до 300 км. Также тесты могут проводиться на автодроме MSV Bedford. Другие ограничения включают в себя максимальные 50 км пробных тестов перед каждой гонкой и максимальные 1000 км в сезоне-2009.

Машины проектируются компанией Williams Grand Prix Engineering Ltd и подготавливаться MotorSport Vision (MSV). Шасси с отрытыми колесами будут оборудованы 1.8-литровыми моторами Audi с турбонаддувом, разработанные компанией Mountune Racing. Новые болиды F2 предназначены для занятия ниши между Ф1 и Ф3. Фирма MSV, которой владеет бывший пилот Формулы 1 Джонатан Палмер, также распоряжается британской серией Formula Palmer Audi, а еще Британским чемпионатом в классе Superbike.

Formula-2.ru

 
Акции и специальные предложения фитнес-клубов:

Самокат

Фитнес клуб с бассейном

Водное поло, аквааэробика, плавание

Формула-2, история, автогонки