Школа Жизни СМИ

1 голос за компанию
  • Читают в ленте 1
  • Сотрудники

Кто такие ультрас? Часть 1

Состязание в любом виде спорта – это всегда зрелище, если угодно, театральное представление. На подмостках в лучах софитов – спортсмены. Их жизнь между выступлениями – это сплошные репетиции под неусыпным контролем режиссёра, ведь изнурительные тренировки – это единственный путь к виртуозному исполнению ролей на сцене, дорога к первым местам. И чем лучше выступает игрок, тем больше у него поклонников и преданных болельщиков: любовь зрителей – это непременный и очень важный атрибут каждого профессионального спортсмена или команды.



Ни одна трансляция спортивных состязаний не обходится без того, чтобы камера оператора не остановилась на трибуне с болельщиками, выхватывая лица, эмоции и переживания. А главное – глаза, которые всегда расскажут о ходе соревнования лучше любого комментатора. Причём это могут быть как внимательные сосредоточенные взгляды людей, спокойно сидящих на своих местах, так и горящие взоры неистовых ультрас, никогда не садящихся на стадионные «утки» и поддерживающих своих кумиров действием. Здесь можно говорить о несколько неожиданном, но, безусловно, имеющем место разделении болельщиков на профессионалов и любителей.

Ультрас – это организованные фанаты определённого спортивного клуба, чаще всего футбольного. И если рассматривать степень активности поддержки любимцев, то особняком стоят, что не удивительно, именно футбольные болельщики. Они совершенно особенные. В этой статье я хочу рассказать о людях, для которых «суппорт» любимой команды – это вторая жизнь, причем, совсем непонятно, какая из жизней для фаната важней: серая повседневная или же ярчайшая и полная событиями жизнь ультрас.

Согласитесь, что сегодня футбольные матчи очень трудно представить без болельщиков и представлений, которые они устраивают на трибунах. Причём для того, чтобы в этом убедиться, не обязательно находиться на стадионе. Пиротехника и файеры, композиции из разноцветных листовок, песни и кричалки, баннеры и флаги. За этими уже и для российской Премьер Лиги вполне обыденными представлениями, или на английский манер «перфомансами», стоят группировки профессиональных фанатов: отлично организованные, сплочённые коллективы, со своей иерархией, финансированием и даже креативным отделом.



Футбольные матчи сегодня трудно представить без болельщиков!

Движение ультрас – это настоящая субкультура. В начале 60-х годов двадцатого века фанаты итальянского клуба «Милан» задумались об организованной поддержке своей любимой команды. В 1966 году они создали первую в истории ультрас группировку «Commandos Tigre». Конечно, за сорок с небольшим лет культура поведения организованных болельщиков сильно видоизменилась и не во всём в лучшую сторону, но смысл остался тем же, что и в середине прошлого века: любым способом поддержать милую сердцу команду. Движение ультрас очень распространено в странах Европы и Южной Америки. А в России появилось сравнительно недавно, но зато на зарубежном опыте развивается весьма быстро и успешно.

Группировка профессиональных болельщиков сегодня – это сложный отлаженный механизм, который не ограничивается «болением» на стадионах. Члены фанатских организаций также занимаются информационным продвижением любимого клуба: создают веб-сайты и выпускают собственные периодические издания – вестники, или по-другому фанзины (от английского fan magazine).

Ультрас продают и распространяют билеты на стадион среди своих участников таким образом, чтобы все активные болельщики смогли попасть на матч и там поддержать свою команду. Организации болельщиков, как правило, выпускают различную сувенирную атрибутику своего клуба, активно занимаются популяризацией своего движения и привлечением как можно большего количества болельщиков для команды. В Европе часто ультрас содержат спортивные бары, в Англии – это пабы.

Логичным кажется вопрос о том, на какие средства профессиональные болельщики организуют свою деятельность, не так ли? А существуют организации ультрас на взносы участников и материальную помощь богатых и влиятельных болельщиков. Иногда даже игроки спонсируют ультрас: как пример, будучи футболистами московского Спартака, Егор Титов и Дмитрий Аленичев несколько раз помогали ультрас, поддерживающим красно-белый клуб, определёнными денежными суммами.

В России до такого далеко, но в Европе самые влиятельные группировки находятся в прямом контакте с руководствами клубов, могут даже влиять на определённые решения и политику клуба. Конечно, в основном влияние ультрас лежит в областях, непосредственно касающихся болельщиков и происходящего на стадионе, а игрока по просьбам фанатов, конечно, никто покупать не будет. Идеальная ситуация для ультрас, когда клуб даёт болельщикам возможность заработать: на тех же билетах и атрибутике. Реже руководство клубов оказывает ультрас безвозмездную финансовую помощь.

Быть ультрас – это в буквальном смысле стиль жизни. Не обязательно быть футбольным болельщиком, чтобы стать ультрас. Но и не всякий человек, болеющий футболом, является ультрас.

Никита Шубников, Школа Жизни