Школа Жизни СМИ

1 голос за компанию
  • Читают в ленте 1
  • Сотрудники

Кто зарабатывает на спорте больше всех в мире? История Найта и «Найка»

«Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт», – говорилось в известном мультфильме. В отношении компании Найк (Nike) крылатая фраза капитана Врунгеля сработала на все сто. Филипп Найт назвал свою компанию в честь греческой богини победы Ники, а всемирно известный логотип спортивного бренда свуш (swoosh) символизирует крыло мифической небожительницы.



Помогла ли греческая богиня американцу? Судите сами. Фил Найт находится на 30 месте в списке самых богатых американцев: его состояние оценивается в 9,8 млрд. долларов. Продукция под брендом «Найк» продаётся по всему миру, а присутствие незамысловатого свуша в разы повышает потребительскую стоимость и престиж продукции.

Как ни странно, но история огромной спортивной индустрии насчитывает всего полвека. В 60-х годах Фил Найт и Билл Бауэрман решили создать качественную обувь для занятий спортом, которая была бы доступна любому американцу.

Знакомство основателей «Найка» произошло в Орегонском университете: Бауэрман был тренером Найта по лёгкой атлетике. Оба прекрасно понимали, что потребность американского рынка в дешёвой спортивной обуви велика. Но чтобы открыть собственное производство, недостаточно знать, чего не хватает людям. Поэтому Найт поступает в Стэнфордский университет, где исследует рынок спортивной продукции США.

Фил Найт, получивший прекрасное образование, в частности степень MBA (Master of Business Administration), предлагает концепцию, которая в наше время является само собой разумеющейся. Его идея – проектировать обувь в США, а производить в азиатских странах, где рабочая сила гораздо дешевле. Найт едет в Японию, где от лица несуществующей компании Blue Ribbon Sports договаривается о распространении японских кроссовок «Тигр» в Америке.

В 1964 году Blue Ribbon Sports из мифа превращается в реальность: основатели, конечно, Найт и Бауэрман. Для обоих – это скорее хобби, а не основная работа, но хобби, в которое вкладывают душу. Бауэрман модернизировал японские кроссовки, а Найт продавал их с рук профессиональным спортсменам. Постепенно компания расширяется, а в 1965 её переименовывают в «Найк». Новая американская мода 70-х годов на фитнесс и бег сильно ускорила развитие компании, стимулировав рост продаж. Успех могли омрачить только японские партнёры, которые решили поднять цены на свои кроссовки или вовсе выкупить часть компании, обнаружив, что американцы стали много зарабатывать. Но Найт не зря обучался экономике в Стэнфорде: предвидя подобную ситуацию, он заранее взял кредиты, которые позволили «Найк» отделиться от «Онитзука Тайгерс» и открыть собственное производство в США.



Для нового производства решили придумать новый логотип. Был объявлен конкурс, который выиграла студентка Кэролин Дэвидсон. За всемирно известный свуш она получила 35 долларов, поистине смехотворный гонорар. Но справедливость восторжествовала в 1983 г., когда Найт подарил ей золотой перстень с бриллиантами и, что более важно, часть акций компании.

Новый этап развития компании (1972 год) связан с вафлями. А точнее с вафельными подмётками – новым изобретением Бауэрмана: он плавил резину в обычной вафельнице, а получавшуюся в итоге подмётку приделывал к кроссовкам, такие модели моментально стали лидером продаж. Стоит отметить, что до сих пор никто не придумал ничего лучше вафельной подошвы Бауэрмана. В 1978 году компания начинает распространять кроссовки за пределами США, а в 1979 «Найк» производит и продаёт уже не только кроссовки, но и спортивную одежду. Доля компании на американском рынке составляет 50%.

Очередной технологический прорыв в производстве кроссовок «Найк» совершает в том же 1979 г., благодаря Фрэнку Руди. Он принёс в компанию свой опыт работы в NASA по разработке лёгкой обуви с хорошей амортизацией. Итог сотрудничества «Найка» и Руди – кроссовки на воздушной подушке «AIR TAILWIND».

1980-е ознаменовались для компании двумя абсолютно противоположными событиями: «Найк» попадает в жёсткую кризисную ситуацию и выходит из неё полноправным лидером спортивной индустрии. Как это произошло? Спад настиг компанию из-за неправильной стратегии поведения на рынке. А подъёмом «Найк» обязан Филу Найту, сделавшему ставку на Майкла Джордана; но это уже другая история. Можно лишь сказать, что после привлечения Джордана «Найк» с лёгкостью обошёл последнего оставшегося конкурента – «Рибок». В дальнейшем компания шла вперёд практически в гордом одиночестве.

На сегодняшний день компания контролирует 45% рынка спортивной обуви в США, а продажи составляют около 16 млрд. долларов в год. Но «Найк» во главе с Филом Найтом не собирается останавливаться на достигнутом. Например, недавно был заключён договор с компанией Apple, благодаря которому всемирно известные кроссовки будут синхронизированы со всемирно известными плеерами iPod. Похоже, богиня победы и в дальнейшем собирается помогать Найту.

Никита Шубников, Школа Жизни