Экипаж Екатерины Скудиной занял 4 место на Чемпионате мира в Австралии

13 день Чемпионата мира (15 декабря) выдался напряженным и нервным, во-первых число 13 не очень любимо среди яхтсменов, во вторых в этот день решалась судьба медалей на Чемпионате мира в женском матч-рейсе.



Экипажу Екатерины Скудиной предстояло встретиться с первым номером мирового рейтинга - экипажем Анны Танниклифф (США). Гонки проходили на открытой акватории Фримантла. Любой желающий мог наблюдать гонки с берега или на специально оборудованных трибунах на волнорезе.

Все, кто следит за Чемпионатом, знают, что в четверг Екатерина проиграла Анне со счетом 3-1. В тот же день я хотел изложить свои эмоциональные впечатления о гонке, точнее как ведет борьбу американка Танниклифф, но решил подождать финального дня – пятницы. Дело в том, что я впервые наблюдаю финал Чемпионата мира в олимпийском классе женский мачт-рейс. Зрелище не для слабонервных, особенно если твои соотечественники проигрывают. В четверг я покидал трибуны с чувством горького послевкусия. Я не увидел Fair Play – Честную игру. Что меня возмутило до глубины души в гонках Скудина – Танниклиф, так это то, что нашей команде дали штрафные очки в 3 гонках. И только в одной единственной гонке (третьей) россиянки вели за явным преимуществом, и просто не было оснований для штрафов. А в остальных гонках сценарий один и тот же: огибание, Танниклиф сближается с нашей лодкой, провоцирует и вот флаг цвета нашей лодки взлетает в небо. Нам дали штрафное очко. Это означает, что россиянкам нужно делать поворот 360 градусов или пытаться поймать американок на аналогичный штраф.

Я был уверен, это заговор международных ампайров против России, нас не хотят пускать в призеры Чемпионата мира 2011. Это очевидно. Я готов был последовать примеру Бена Айнсли и прыгнуть в катер к ампайрами после гонки. Главный тренер Сборной Сергей Джиенбаев со свойственным ему восточным спокойствием предложил этого не делать, иначе мы получим еще больше штрафных очков, или уж если делать, то хотя бы снять аккредитацию с обозначением «RUS». В подавленном настроении мы разошлись вчера по домам.

И вот сегодня пятница - решающий день. Битва двух морских держав США и Англии в борьбе за первое место. Россиянки встречаются с француженками в споре за 3 место. Для России это серьезное достижение, в медальные гонки на Чемпионатах мира в олимпийских классах мы не выходили с прошлого века.

Борцы за бронзу начали гоночный день первыми. Береговая команда распределилась следующим образом: Президент ВФПС Георгий Шайдуко и главный тренер Сборной Сергей Джиенбаев заняли позицию в северной части порта, чтобы наблюдать за стартами и финишами. Меня с фотоаппаратом поставили напротив верхнего знака и дали задание фиксировать все огибания. Тренерский штаб: Василий Сенаторов, София Бекатор, Евгений Неугодников работали в катере.

В первой же гонке француженки выиграли у россиян, причем с отрывом. Тревожное начало, но впереди еще минимум два матча (до трех побед). Параллельно на дистанцию запускают американский и английский экипажи. Анна Танниклифф – первый номер в мировом рейтинге, Люси Макгрегор – Чемпионка мира 2010. Ей нужно отстоять свой титул. Гонки проходят в порту. На трибунах сидит все руководство RYA (Royal Yachting Association), половина из которых топ менеджеры ISAF. Болеют за свой экипаж. Комментатор говорит: «а вот по причалу идет руководство сборной команды США. Интересно, сядут ли они на одну трибуну с англичанами? Нет, они проследовали дальше! А разве эти страны не объединяет общая история?».

Вот в таком формате началось это противостояние. К чему я это рассказываю? Да я просто жду, как будут действовать международные ампайры в этом бескомпромиссном поединки двух англосаксонских наций. И что вы думаете, американка начинает свою игру – поймать противника на ошибке. Друзья, мы пришли смотреть парусные гонки, а Танниклифф навязывает судебные процессы на воде! В Америке все судятся, это национальный спорт. И здесь, при любом спорном моменте Танниклифф кричит «Протест!» и поднимает флаг. Ампайры реагируют в большинстве случаев в пользу американки. Британская трибуна ропщет и негодует. В первой гонке англичанки получили аж два штрафа. Не стоит говорить, что оправдаться дважды и финишировать первой в таких условиях (когда гоняются 1 и 2 номера мирового рейтинга) невозможно. Зрелище лодок, идущих борт в борт, и вдруг на одном катере ампайров взлетает сначала один флаг, а через пару минут второй – впечатляет.

Начинается вторая гонка и Макгрегор (Англия) зарабатывает штраф еще до старта, во время предстартовой процедуры. С этим грузом она уходит в гонку. Как это удается Танниклифф? В третье гонке – опять штраф у англичан.

Из нововведений этого Чемпионата. После каждого штрафа в радиоэфир выходят ампайры и дают комментарий, почему они назначили это наказание. Комментарии транслируются на причале. Конечно, это важный психологический момент и некая система общественного контроля ампайров, хотя зачастую после объяснения ампайров на трибунах повисает пауза – народ запутался окончательно. Что сказал этот парень по радио связи? Комментатор спрашивает аудиторию на трибунах: «вам все понятно»? В ответ тишина и даже топ менеджеры RYA отвечают – «not exactly» (не совсем поняли).

Пятница, вторая половина дня, финал Чемпионата мира – в гоночную деревню приехали не только эксперты по матчевым гонкам, но и простые любители паруса, с детьми и семьями. Им не понятно, почему яхта, которая лидировала гонку, после очередного огибания остается на месте, делать поворот и теряет лидирующую позицию. Понятно, что нарушено правило, но какое? В этом смысле гонки флота вызывают больший интерес у местной аудитории. Я наблюдал здесь все медальные гонки в классах: Финн, 470 (М), RS:X (Ж). Могу сказать так – медальная гонка в классе Финн (даже без Бена Айнсли) – трибуны забиты до упора, на уровне чемпионата штата по футболу. Медальная гонка в женском матч-рейсе - это мероприятие для своих. Камерное событие. Опять же процитирую комментатора: «сегодня на этих трибунах мы видим представителей 10 команд женского матч-рейса, которые не прошли в финал, но пришли поддержать своих коллег». А если эти десять команд встанут и уйдут с трибун, подумал я. Это, кстати, одна из причин, почему женский матч-рейс убрали из Олимпийской программы 2016. Аудитория требует понятных и простых правил игры: гол, штанга, мимо ворот.

Глядя на то, как американка Танниклифф вешает пенальти англичанке Макгрегор, я сделал для себя важный вывод - заговора против России на этом Чемпионате ИСАФ нет. В финале англичанам навешали больше штрафов, чем вчера российскому экипажу. В итоге, англичане проиграли с разгромным счетом 4-0.

Но вернемся к нашему экипажу. Проиграв в первой гонке, россиянки выиграли во вторую. Счет 1-1. Если поединок с американкой - это борьба с гоночной машиной и адвокатом, то поединок россиянок и француженок я бы назвал красивым и эстетичным противостоянием двух морских культур. Клер Лерой гоняется элегантно и честно. За 4 гонки ни одного пенальти. Тот, кто пришел первым - победил.

На лавировке россиянки всегда (за исключением 1-й гонки) выигрывали и делали это красиво, а вот после огибания, на полных курсах мы уступали. То, как Екатерина контролировала соперника на лавировке, со слов комментатора, можно назвать эталонным. «Смотрите все, это бесплатный мастер класс от специалистов мирового уровня». Но наступает момент полного курса, француженка прессингует, атакует, пытается перекрыть ветер, делает ложные повороты фордевинд, первая замечает подходящее усиление. Так было в третьей гонке, обогнувшись за Екатериной, француженка крутит поворот на порыве ветра, подсаживается на волну от катера ампайра и в режиме глиссирования отскакивает от россиянок на 5 корпусов вперед. Все, третью гонку мы проиграли. Счет 2-1 не в нашу пользу.

Четвёртая гонка – копия предыдущей: россиянки выигрывают старт, уверено лидирую на лавировке, трибуны явно болеют за наших. Люди из ИСАФ хлопают нас по спине, все ОК. Очередное огибание, Екатерина впереди, комментатор говорит: «ребята, нас ожидает серия из 5 гонок» (имея ввиду, что россиянки вот-вот сравняют счет 2-2), но чем ближе к финишу, тем активнее дуэль на полных курсах. Екатерина вместо того, чтобы загнать француженку вниз за лэй-лайн, делает поворот фордевинд по центру финишного створа и дает возможность французам вырваться на полкорпуса вперед и финишировать. Трибуны замерли. Комментатор не видит, какой флажок финишировал и тоже молчит. Спустя пару секунд ее передают – синий флаг, т.е. - Лерой.

В это сложно поверить, но россиянки, лидируя в большинстве матчей, уступали сантиметры на финишах, в итоге бронзовым призером Чемпионат мира 2011 стал французский экипаж. Пару жидких хлопков на трибуне. Все, мы за бортом медалей и это уже история. Причем история, которую не переписать, Чемпионатов мира в олимпийском классе женский мачт-рейс не будет. С 2012 года это неолимпийский класс. Еще пару минут назад, мы болели, надеялись и верили, что у нас будет медаль на Чемпионате мира, ведь наш экипаж выступает в медальных гонках и это само по себе событие, вызывающее гордость.

Это как штурмовой лагерь на склоне Эвереста, ты туда забрался и закрепился, перед рывком к вершине. Причем с этой позиции тебя никто не сбросит – призер Чемпионата мира, это пожизненный статус.

После победы на Чемпионате Европы 2010, быть в призерах на Чемпионате мира 2011 – это важный психологический момент для Екатерины Скудной. Ведь на первом месте – Анна Танниклифф, победитель Олимпиады в классе Лазер и первый номер в рейтинге, на втором месте – Чемпион мира 2010 Люси Макренгор. Третье место должно быть нашим. По всем раскладам и, самое главное, мы были готовы к этому. Мы гонялись с чемпионами, гонялись как чемпионы, но из 4 экипажей выступавших сегодня, только 3 взошли на пьедестал почета.

Президент ВФПС - Георгий Шайдуко: «в последней гонке сделала два лишних поворота фордевинд и пропустила вперед француженку. Нет жесткого контроля соперника. Нет синхронности в выполнении маневров: француженка уже сделала поворот, а мы только собираемся».

Главный тренер Сборной - Сергей Джиенбаев: «глядя на такой высочайший уровень мирового матч-рейса, не очень понятно, чем еще мы можем помочь экипажу Екатерины Скудиной. Она на пике формы. Показывает лучшее, на что она способна. Дальше только нервы и стрессоустойчивость. Наверное, нужно поработать со скоростью на полных курсах, для этого необходим эксперт высочайшего уровня. Вопрос, кого пригласить. В России, в настоящий момент специалистов выше уровня экипажа Скудиной нет. Из того, что я увидел, могу сказать, что нынешняя тактика отличается от обычного поведения, нет должного уровня агрессии со стороны Екатерины по отношению к сопернику. Как мне виделось с берега, шкотовая и баковая отработали безупречно, все маневры выполнялись на высочайшем уровне».

Георгий Шайдуко: «Я бы добавил, что нам нужен специалист по работе на полных курсах именно на килевой яхте, так как техника несения спинакера на швертботе и килевой яхте отличается».

Тренер Екатерины Скудиной - Василий Сенаторов: «да, были все шансы занять третье место. Сегодня нам никто не мешал взойти на пьедестал почета. Из выводов, нам нужно работать над следующими моментами: коммуникация в команде, скорость на полных курсах. Этим и займемся в оставшееся перед Олимпиадой время. Считаю, что экипаж планомерно движется в поставленной задаче – медаль на Олимпийских играх. На прошлом Чемпионате мира – 6 место (там, кстати, мы обыграли Анну Танниклифф, причем у нее дома в США), на этом Чемпионате мира - 4 место, значит, на Олимпиаде будем в призах».

Благодарим российский экипаж в составе: Екатерина Скудина, Елена Облова, Елена Сюзева за достойную борьбу, демонстрацию высочайшего мастерства и волю к победе. Пусть в новом 2012 году вашему экипажу сопутствует удача на всех стартах, а у любителей парусного спорта появится возможность увидеть вас на пьедестале почета Олимпийских игр 2012.

 
Акции и специальные предложения фитнес-клубов:

Самокат

Грандиозные скидки на клубные карты

Приходите! Будьте с сильнейшими!

Скудина, чемпионат мира. парусный спорт, новости федераций

АВ Флекс

Супер акция в Августе!

Скандально низкие цены на карты

Скудина, чемпионат мира. парусный спорт, новости федераций